Закон об использовании альтернативных источников энергии существует чуть ли не десять лет.
К сожалению, за все это время почти ничего не изменилось. Согласно перечню НКРЭ энергию из возобновляемых источников продуцируют меньше сотни предприятий на всю страну. Причем о разнообразии альтернативных источников говорить не приходится. Поскольку в списке – подавляющее большинство предприятий производят электричество на малых гидроэлектростанциях (мощностью до 10 мегаватт), еще несколько компаний превращают в ток энергию ветра. Подробнее о том, что такое генератор электростанция на сайте 1kwt.com. И, кажется, только одна станция использует энергию биомассы – отходов масложировой промышленности. Поэтому зависимость от традиционных энергоносителей за эти годы практически не уменьшилось.
Кроме того, в нашем государстве наблюдаются перекосы в энергетическом балансе. Украинцы и на душу населения, и на единицу внутреннего валового продукта используют почти в 4 раза больше газа, чем европейцы, даже при том, что он постоянно дорожает. При этом Европа активно внедряет альтернативные источники генерирования электроэнергии, стимулирует инвестирование в эту область, и до 2020 года планируется довести объем такой электроэнергии до 20%. В Украине же на сегодня на альтернативные источники приходится менее одного процента.
Украина переняла опыт стран ЕС и еще в 2008 году законодательно ввела так называемый «зеленый тариф», который должен простимулировать инвестиции в альтернативные источники энергии. Почему же у нас так вяло идет этот процесс?
Надо сказать, что производство энергии из альтернативных источников в других государствах не является дешевым. Но большинство стран идет на внедрение специальных программ поддержки этого вида производства до тех пор, пока они найдут свое место на рынке.
И в Украине существует закон, который предусматривает, что электроэнергия из возобновляемых источников, может покупаться «Энергорынком» по более высокому тарифу, чем традиционная электроэнергия. Ведь величина «зеленого» тарифа должна быть конкурентной и привлекательной как для внутреннего, так и для внешнего инвестора. Закон понравился всем, но оказался малодейственным, поскольку, как говорится в поговорке, дьявол кроется в деталях. Назову несколько из них.
Определено, что у всех предприятий-производителей электроэнергии из альтернативных источников оптовый рынок электроэнергии Украины в лице государственного предприятия «Энергорынок» должен гарантированно купить 100% производимой ими энергии по фиксированному, то есть «зеленому» тарифу. Закон также предусматривал возможность продажи такой энергии по «зеленому» тарифу непосредственно потребителям. Но реальных экономических, а также административных стимулов для того, чтобы непосредственно потребители покупали энергию по «зеленому» тарифу создано не было.
Приведу пример. Несколько лет назад «Восточноевропейской энергетической компанией» было приобретено когенерационную установку. Используя технологический пар, который, грубо говоря, выпускается в воздух, можно было бы производить электроэнергию мощностью до 20 мегаватт. Такой объем мог бы обеспечить треть потребностей такого города, как Луцк в электроэнергии. Но муниципалитет не нашел с инвестором понимания относительно цены, а у государства не нашлось механизмов урегулировать ситуацию. В результате — инвестор потерял, а из прогрессивного дела вышел, извините, пшик.